Выключатель гидромуфты

Описание выключателя гидромуфты

Вентилятор осевого типа, пятилопастный, создает дополнительный поток воздуха через сердцевину радиатора системы охлаждения. Он закреплен на ступице 15 (рис.) ведомого вала гидромуфты охлаждения и размещен в кожухе. При вращении вентилятора кожух формирует поток воздуха, направленный через сердцевину радиатора, и тем самым повышает эффективность охлаждения.

Привод вентилятора гидравлический; он состоит из гидромуфты и выключателя режима ее работы. Гидромуфта привода вентилятора обеспечивает передачу крутящего момента от коленчатого вала двигателя к вентилятору и снижение динамических нагрузок, возникающих при резком изменении частоты вращения коленчатого вала. Включатель обеспечивает автоматическое включение или выключение вентилятора.

Гидромуфта устанавливается в передней части двигателя соосно с коленчатым валом в полости, образованной передней крышкой 1 блока (рис.) и корпусом 2 подшипника. Ведущий вал в сборе с кожухом 3, ведущее колесо 10, вал 12 шкива и шкив 11 генератора, соединенные болтами и вращающиеся в шарикоподшипниках 8, 19, составляют ведущую часть гидромуфты. Она приводится во вращение от коленчатого вала двигателя посредством шлицевого вала 6. Ведомое колесо 9 в сборе с валом 16 и закрепленной на нем ступицей 15 вентилятора, вращающиеся в шарикоподшипниках 4, 13, составляют ведомую часть гидромуфты. Гидромуфта уплотнена резиновыми манжетами 17, 20.

Выключатель гидромуфты

  1. рычаг пробки
  2. крышка
  3. шарик-1
  4. пробка
  5. корпус
  6. клапан
  7. термосиловой датчик
  8. уплотнительное кольцо-1
  9. шарик-2
  10. уплотнительное кольцо-2
  11. пружина

    На внутренних тороидальных поверхностях ведущего и ведомого колес имеются радиальные лопатки, отлитые вместе с колесами. На ведущем колесе из 33, на ведомом-32. Межлопаточное пространство колес образует рабочую полость гидромуфты.

    Передача крутящего момента с ведущего колеса 10 гидромуфты на ведомое колесо 9 происходит при заполнении рабочей полости маслом. При работающем двигателе масло, поступающее из нагнетающей секции масляног насоса через канал выключателя, попадает на лопатки вращающегося ведущего колеса, увлекается им, приобретая при этом кинетическую энергию. В полости колес устанавливается внутренняя циркуляция масла (показано стрелками). Частицы масла, ударяясь о лопатки ведомого колеса, отдают ему энергию, обеспечивая вращение ведомых деталей и вентилятора. Частота вращения ведомого колеса зависит от количества масла, поступающего в полость гидромуфты. Резкое изменение частоты вращения коленчатого вала двигателя сопровождается проскальзыванием ведущего колеса гидромуфты относительно ведомого, что снижает динамические нагрузки в приводе.

    Выключатель (рис 2), который управляет работой гидромуфты привода вентилятора, установлен в передней части двигателя на патрубке так, что его термосиловой датчик 7 находится в потоке жидкости, подаваемой от насоса к правому ряду цилиндров. Выключатель имеет три фиксированных положения, определеящих режим работы вентилятора.